Российские онлайн-кинотеатры увеличивают аудиторию и доходы

11.08.2025 12:03

По данным "ТМТ Консалтинг", в первом полугодии 2025 года российский рынок легальных VoD-сервисов с профессиональным видеоконтентом вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, достигнув объема 78,2 млрд рублей. Этот рост превысил показатели 2023 года, когда прирост составил 33%. Основной драйвер роста – доходы от подписки (94%). Омечается, также рост доходов от рекламы — на 19%, до 3,6 млрд рублей. Доходы от разовых платежей остались примерно на уровне прошлого года — около 0,8 млрд рублей.

Аудитория онлайн-кинотеатров продолжает расти: число домохозяйств с хотя бы одной платной подпиской увеличилось на 13% за год и достигло 23 млн, что составляет около 34% всех российских домохозяйств. Среднее число подписок у таких домохозяйств выросло до 3,4.

По итогам первого полугодия 2025 года в рынке онлайн-кинотеатров первое место по-прежнему занимает Кинопоиск (доля рынка – 32%), чья выручка выросла на 45%, а количество ежемесячных зрителей достигло 16,5 млн — это лидер рынка благодаря сильной партнерской политике и разнообразному контенту, включая оригинальные проекты и спортивные трансляции.

На вторую позицию вернулся Okko (17%), продемонстрировав рекордный рост — выручка увеличилась вдвое за счет успеха спортивных трансляций, особенно футбольных чемпионатов, привлекших свыше 3 млн новых подписчиков. Также компания активно развивает детский сегмент и инвестирует в собственный контент. Повышение стоимости подписки с 199 до 299 рублей в конце 2024 года также способствовало росту доходов.

Иви (16%) увеличила доходы на 38%, а база платных подписчиков выросла на 42% благодаря улучшению контента и запуску совместных подписок с Start. В результате суммарное время просмотра выросло на 84% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Wink (13%) показал рост выручки на 22%, а число подписчиков достигло 12,8 млн. Популярность подписки Mixx от мобильного оператора t2 и развитие собственного контента поспособствовало привлечению новых пользователей.

Start (6%) поднялся на одну позицию вверх благодаря росту выручки на 37%. В первом полугодии сервис запустил новую партнерскую подписку (с Иви, Кинопоиском и Т-Банком), что удвоило число платящих до 6,8 млн. Компания активно развивает оригинальные сериалы и фильмы: за полгода было выпущено 9 новых сериалов и 4 собственных фильма, а переход к партнерским программам снизил затраты.

Kion (5%) увеличил выручку на 21%, а число подписчиков достигло 9,9 млн. Основным драйвером роста остаются оригинальные проекты: за первое полугодие вышло 12 новинок, а более 130 оригинальных фильмов и сериалов находятся в разработке.

На прочие ОТТ-сервисы приходится 11% рынка.

По мнению экспертов "ТМТ Консалтинг", рынок онлайн-кинотеатров в России демонстрирует устойчивый рост, обусловленный несколькими ключевыми факторами. Значительный вклад в развитие отрасли внесли отдельные игроки: например, Okko, чьи доходы удвоились благодаря активному развитию спортивного направления — это позволило значительно расширить аудиторию и увеличить прибыль. Увеличению общего дохода сектора способствует тенденция на повышение стоимости подписки у ряда видеосервисов.

Несмотря на рост затрат и сокращение числа новинок, продолжается производство новых сериалов.

В последние месяцы наблюдается тренд на совместное производство контента с целью снижения расходов. В то же время большинство платформ увеличивают выручку за счет продажи прав на собственный контент: по оценкам аналитической компании "ТМТ Консалтинг", в первой половине 2025 года онлайн-кинотеатры заработали около 7,7 млрд рублей на лицензировании контента — это почти на 1 млрд меньше по сравнению с предыдущим годом. Такой спад связан с изменением стратегии онлайн-кинотеатра Start: он переходит от продажи прав на собственное производство к партнерским программам с другими платформами – и это способствует росту рынка в целом.

Интерес к детскому контенту также заметно вырос после замедления активности на платформе YouTube, что открыло новые возможности для видеосервисов в сегменте семейного и детского контента. 

Кроме того, развитие цифровых экосистем и увеличение числа пользователей мультисервисных подписок — таких как Яндекс. Плюс, СберПрайм и МТС Премиум — способствуют расширению аудитории и предоставлению доступа к онлайн-кинотеатрам в рамках комплексных предложений. В результате наблюдается рост среднего счета пользователей за счет повышения спроса на дополнительные опции и услуги внутри подписочных пакетов. Совокупность этих факторов создают благоприятную динамику для дальнейшего развития российского рынка онлайн-кинотеатров.

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", 67 млн россиян пользуются онлайн-кинотеатрами, почти 80% из них — платно.